?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Опубликовано: Леканова, С. Я. Архитектурный памятник в стиле модерн — биржевая гостиница купца Башкирова в г. Троицке Челябинской области / С. Я. Леканова, В. Д. Оленьков, В. Н. Ганченков // Модерн: Взгляд из провинции: Сборник докладов научно-практической конференции (16—18 марта 1994 г.). — Челябинск, 1995. — С. 38—44.

Одним из интереснейших городов Челябинской области с исторической и архитектурной точки зрения является город Троицк. Он начал свою историю с форпоста Российской державы, вобрав в свое русло множество торговых, финансовых, культурных связей разных стран. Впоследствии он становится одним из ведущих российских коммерческих центров меновой и ярмарочной торговли. Троицк называют музеем под открытым небом.


Троицк — уникальный город, город — сокровище. Здесь представлены все эпохи русской архитектуры. Возникший у истоков истории Российского государства, он был построен как город-образец. Кроме замечательной планировки, здесь имеется огромное количество прекрасных зданий и сооружений, выполненных в различных стилях архитектуры: готика, барокко, классицизм, модерн. Искусству, с которым построены эти здания, приходится только удивляться. Все это вместе представляет уникальный архитектурный ансамбль города. Каждый дом — это целая история, где любой орнамент декора рассказывает о прошлом, пробуждает полет фантазии.

Троицк с его меновой торговлей, с его ежегодной, самой продолжительной в России ярмаркой был экзотическим местом для любых торговых гостей. Сказочным северным чудом был Троицк для караванщиков и купцов из среднеазиатских ханств и эмиратов, где они впервые видели прямые квадраты улиц и переулков, двухэтажные белокаменные здания, жилые особняки, украшенные затейливой деревянной резьбой, ажурные решетки кованых оград и парапетов. Европейцы видели в Троицке черты азиатского города, а азиаты общались здесь с европейской культурой.

В пору становления рынка основной фигурой был купец. Быть купцом в ту пору, когда рыночная торговля взяла верх, было куда престижнее, чем иметь самое родовитое дворянское звание. Одним из самых влиятельных коммерческих воротил того периода можно назвать купца Г. А. Башкирова. Он был крупным домовладельцем, членом ряда акционерных обществ, владельцем крупных вкладов в солидных банках Российской империи, в западных банках. На средства Башкирова Г. А. было построено одно из самых интереснейших зданий города Троицка — биржевая гостиница и первоклассный ресторан «Эльдорадо». Гостиница, выполненная в стиле модерн, действительно является архитектурной жемчужиной города и, можно сказать, не только города, но и всей Челябинской области.

Существует легенда о возникновении плана строительства биржевой гостиницы Г. А. Башкирова и первоклассного ресторана «Эльдорадо». Во время одной из поездок на Нижегородскую ярмарку он стал свидетелем спора трех солидных мужчин. Из отрывков их фраз Г. А. Башкиров несколько раз услышал слова «Троицк», «ярмарка». Это невольно заинтересовало его, и он стал сосредоточенно вслушиваться: о чем же шел разговор. А шел он о том, что всем хороша Троицкая ярмарка, но вот с постоем дело плохо, приходится квартироваться в мещанских каморках или в лучшем случае во флигелях, сдаваемых частниками на лето. Вмешавшись в разговор, Г. Башкиров заявил: «Господа хорошие, вы зря напраслину на Троицк возводите, видно, давно там не были. Есть у нас и ресторан и гостиница купца Башкирова. Не верите — давайте об заклад биться». Задело это купцов, заинтересовало кровно. А коли так, то ударили по рукам, круглой суммой пари завершили, договорившись о встрече в Троицке в день открытия ярмарки следующего года. Спор этот проходил в местном ресторане за кружкой вина.

Наутро, одумавшись, вспомнив о пари с купцами, Башкиров не на шутку испугался. Дал в горячке слово — приходится держать его. Иначе — позор и конец купеческой карьере.

И Башкиров решил идти на риск, решил построить в Троицке первоклассную гостиницу и ресторан. Для начала встретился с хозяином гостиницы и ресторана, в котором заключалось пари. Выяснил у него, кто строил, кто проектировал и во что обошлось строительство, уточнив адреса архитектора и старших мастеров, условившись с ними незамедлительно приступить к делу. Сам же, не купив и не продав ничего на ярмарке, возвратился в Троицк. Договорился с поставщиками кирпича, леса, красок и других строительных материалов, облюбовал место под строительство в центре Верхнего базара, по Васильевскому переулку, рядом со зданием окружного казачьего суда. Место, выбранное Башкировым под строительство, было застроено небольшими деревянными пятистенками. Это препятствие оказалось не столь уж непреодолимым. Г. Башкиров заплатил владельцам этих домишек порядочную сумму, и они с радостью уступили ему это место.

В городской управе пришли в восторг, узнав о намерении Башкирова строить не какой-нибудь торговый дом, а гостиницу. Городу как воздух нужны были новые постоялые и заезжие дворы, а гостиница и подавно. Скоро пошло дело. Работа закипела так, что не только рядовые обыватели, но и степенные отцы города были потрясены тем, в каком темпе шло строительство. Буквально на глазах росли этаж за этажом и параллельно с кладкой стен, почти в след, велись отделочные работы.

Часть лета, осень и зима пролетели быстро и вот уже убраны строительные леса, обустроена прилегающая территория, и перед взором троичан предстало во всей своей красе и великолепии здание в стиле модного венского модерна (рис. 1).




А буквально через несколько дней на открывающейся летней ярмарке среди торговых гостей были старые знакомые Г. Башкирова. Ясно, что без особого восторга пришлось им отдавать проспоренную сумму денег. Какой она была, точно никто не знает. Но со слов старожилов, была она немалой, так как затраты Башкирова на строительство гостиницы и ресторана оказались перекрытыми с лихвой и позволили ему возвести прекрасный особняк с двумя парадными подъездами: один на Базарную улицу, другой — на Соборный переулок.

После всего этого дела у Башкирова пошли еще лучше. Он приобрел огромные земельные площади, открыл несколько собственных магазинов, стал обладателем золотых приисков.

Архитектурные достоинства гостиницы высоко ценились современниками не только с чисто эстетической точки зрения. В 1916 г. владельцу Башкирову Г. А. местный банк предлагал 185 тысяч рублей золотом. Комфортабельная гостиница, отличающаяся убранством интерьеров, роскошью номеров, являлась биржевой гостиницей.

В ней селились биржевики, банкиры, золотопромышленники, купцы не ниже первой гильдии. От многотрудных и рискованных торговых сделок именитые российские купцы отдыхали по-разному, в зависимости от круга запросов и интересов. Для удовлетворения амурных страстей господ существовало первоклассное заведение полузакрытого типа. Располагалось оно в двухэтажном особняке под сводчатой крышей, что на заднем дворе биржевой гостиницы Башкирова.

Конструктивное решение здания характерно для зданий, возводимых в конце XIX — начале XX вв. Оно выполнено из полнотелого красного кирпича, с несущими продольными стенками, фундамент — ленточный, из бутового камня. Перекрытия над подвалом и лестничные площадки выполнены из бетонных сводов по металлическим балкам.

Планировочная схема гостиницы функционально проста и компактна. Здание прямоугольное в плане, трехэтажное с обширным подвалом. Первый этаж занимает ресторан, второй и третий — гостиница. В оформлении уличного, южного фасада с кирпичными деталями использованы замечательные по изяществу рисунка и мастерству исполнения отливки из гипса и алебастра. Главный фасад решен с использованием симметричной центрально-осевой схемы (рис. 2). Пластичность фасада достигается за счет использования ризалитов, акцентированных аттиками, арочных глубоких лоджий, балконов, обрамленных металлическими коваными решетками, на которых прямолинейное членение чередуется с узорчатым решением. Первый этаж имеет отделку «под руст». Окна первого этажа, расположенные между ризалитами, завершены богато декорированными гирляндами. Окна второго и третьего этажей имеют сандрики с геометрическим узором. Тимпаны боковых ризалитов и простенки между пилястрами центрального ризалита украшены пальметтами. Аттики завершены изящными волютами и имеют орнамент в виде гирлянд. Над центральной частью возвышается высокая фигурная кровля с резным карнизом, увенчанная граненым световым фонарем. В здании биржевой гостиницы Башкирова ярко представлены черты, характерные для стиля модерн. В композиции плоскости ограждения активно применены контрастные сопоставления фактур разных материалов (штукатурка, металл, стекло, изразцы). Широко используется стилизация объектов флоры, где отрицаются геометрические четкие формы, прямые линии, строгий вертикализм. Присущий модерну декор орнаментален и направлен на выражение единой стилической целостности архитектуры. Применение всех этих элементов (богатая пластика фасада, различные материалы, рельефы и всевозможные орнаменты, окна с текучими линиями рам) создает игру света и тени на фасаде, придает зданию изящный, изысканный вид.



Главный фасад гостиницы Башкирова. Чертеж выполнен методом фототеодолитной съемки инженером Серебряковым С. В. в 1993 г.

По декоративному убранству главного фасада и интерьеров биржевая гостиница Г. А. Башкирова может соперничать с лучшими зданиями такого типа (так называемые доходные дома) в Москве и Петербурге. Гостиница — одно из наиболее интересных зданий города Троицка. Обладает представительным, монументальным объемом, сочетающимся с изысканной отделкой уличного фасада. Здание, построенное в стиле венского модерна, является замечательным памятником архитектуры начала XX века.

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Н. Б. Виноградов и др. Очерки истории Челябинской области. — Челябинск: ЮУКИ, 1991 г.
2. Скобелкин Е., Шамсутдинов И. Возвращаясь к прошлому. — Троицк: Изд. фирма ТЭМП, 1993 г.
3. Штомин Н. Очерк уездного города Троицка. «Оренбургские губернские ведомости», № 32, 12 августа 1867 г.